Все мы знаем, что в последнее время участились случаи кражи паролей пользователей, попытки взлома компьютеров через Интернет.
Объясняется это тем, что раньше только достаточно опытный и хорошо разбирающийся в применяемых в Интернет технологиях человек мог совершить атаку на компьютеры, подключенные к сети. Сейчас-же любой, даже самый начинающий пользователь, прочитав пару книг определенной тематики, загрузив из сети несложное и небольшое программное обеспечение и возомнив себя опытным "хакером", может начать успешно посягать на целостность информации на компьютерах других пользователей сети, пытаться завладеть паролями для доступа в Интернет, заниматься другой разрушительной деятельностью...
В основном атаки совершаются на компьютеры, работающие под управлением операционных систем фирмы Microsoft (Windows95, Windows98 и WindowsNT). К сожалению, можно говорить о том что фирма Microsoft не уделяет должного внимания проблемам безопасности своих пользователей. Windows содержит массу ошибок, которые умело используются различного рода хакерами.
Расскажем о самых известных и используемых методах их работы.
Основной задачей злоумышленника обычно является запуск на компьютере "жертвы" программы, которая соберет данные о пользователе, пароли и логины для доступа в Интернет и другую "полезную" информацию.
Как запустить на компьютере пользователя такую вредоносную программу? Обычно для этого не надо прибегать к особым ухищрениям. Злоумышленники рассылают потенциальным жертвам по электронной почте файлы, содержащие "троянские" программы, пользователь запускает у себя на компьютере такую программу и таким образом практически открывает доступ злоумышленнику к информации на своем компьютере.
В качестве печального примера еще одного вида атаки может быть приведен некий сервер, недавно обнаруженный нами в сети. Его владельцы пытаются заинтриговать случайно забредшего посетителя перспективами предоставления бесплатного доступа к сети Интернет якобы для тестирования модемных номеров вновь открывшегося провайдера. Посетителю сервера, открытого мошенниками, предлагается загрузить файл, в котором якобы содержится информация, необходимая для участия в тестировании. При запуске такого файла компьютер жертвы заражается вирусом, который собирает с Вашей машины доступные пароли и прочую информацию. Далее происходит передача таких данных на компьютер злоумышленника.
Стоит научиться отличать подобного рода мошенничества. Во-первых, следует сразу насторожиться, если Вам что-то предлагают бесплатно. Альтруизм, конечно, замечательное качество, но в наши дни он встречается все реже. Во-вторых, нужно всегда иметь ввиду что файлы, которые Вам предлагают загрузить под тем или иными предлогом, могут быть заражены различными вирусами. Если Вы все-таки скачали файл из сети, лучше его перед запуском проверить по-возможности последней версией антивирусной программы, чтобы быть точно уверенным в том, что никакой опасности скачанное не представляет.
Печальная действительность современного Интернета такова, что только сам пользователь сможет защитить себя от посягательств извне. Пользователь должен осознать, что ему не стоит запускать различного рода программки, присланые тем или иным "доброжелателем", не скачивать сомнительные файлы с непроверенных серверов в Сети, не идти на поводу у людей, которые на первый взгляд внушают доверие.
В последнее время появилось довольно много программ, с помощью которых можно проделывать описанные действия и увеличение количества случаев кражи пользовательских паролей связано именно с этим фактом.
Другой способ получить логин и пароль пользователя расчитан на самых доверчивых и неопытных пользователей сети. Иногда злоумышленники рассылают письма пользователям того или иного провайдера якобы от имени технических служб этого самого провайдера. В письмах содержится просьба или требование прислать на указываемый в письме адрес свой логин и пароль. Делается это под разными предлогами - под видом перерегистрации, для сверки данных и так далее.
Запомните, ни один провайдер никогда не станет рассылать в адрес своих пользователей писем подобного содержания! Если Вы получили письмо, в котором Вас просят куда-то прислать свой пароль, немедленно перешлите это письмо с полными заголовками на адрес службы технической поддержки Вашей сети.
Возможен вариант, что кто-то просто решил помешать Вам работать в сети. ОС Windows содержит ошибки в реализации прокотола TCP/IP, которые позволяют попросту или прервать соединение пользовательского компьютера с сетью Интернет или даже "подвесить" машину "жертвы". Такой эффект достигается с помощью программ, называемых 'nuke'. Они используют ошибки в реализации тех или иных сетевых протоколов, используемых в Windows. Пользователь может защититься от таких атак. Получить программу, защищающую от некоторых из nuke, можно здесь.
Несколько практических советов.
Вам стоит научиться защищаться от атак недоброжелателей. Для начала установите у себя антивирусную программу, которая, в том числе, умеет проверять запускаемые Вами файлы на предмет наличия в них вирусов и троянских программ. Это умеет, например, Antiviral Toolkit Pro. Так-же можно воспользоваться программой Dr. Web. Антивирусные программы, конечно, не могут обеспечить полную защищенность Вашего компьютера, но, наверняка, помогут избавиться от некоторой части возникающих проблем. Кроме того, базы автивирусных программ постоянно обновляются. Вы можете загрузить из сети описания новых вирусов, которые автоматически начнет распознавать и лечить Ваш антивирус.
Стоит так-же упомянуть о том, что Вам стоит удалить неиспользуемые сетевые протоколы. Если Ваш компьютер используется только для доступа в Интернет с помощью модема и Вы не подключены ни к какой локальной сети, то имеет смысл оставить в разделе 'Панель управления/Сеть' только протокол TCP/IP, удалив имеющееся остальные протоколы. Должны остаться только 'Адаптер удаленного доступа' и 'TCP/IP'. Также стоит отключить совместное использование дисков и принтеров на Вашем компьютере, убрав соответствующие галочки в разделе 'Доступ к файлам и принтерам'.
Не сохраняйте пароль на своем жестком диске, не ленитесь вводить его каждый раз по новой при соединении с сетью. Потеряв пару секунд, Вы можете быть уверены, что значительно уменьшите риск кражи Вашего пароля.
Если Вы работаете не в коллективной сети организации, а непосредственно с провайдером, очень эффективным способом контроля за состоянием своего счета являются периодические посещения сервера статистики провайдера. Имеет смысл заходить на этот сервер почаще и сравнивать время, фактически наработанное Вами в сети с тем временем, которое учтено на сервере статистики. Если некий злоумышленник украл Ваш пароль и пользуется Интернетом под Вашим логином, Вы сможете быстро узнать об этом, заметив разницу в протоколах. Например, если Вы пользуетесь сетью только на работе и только в дневное время, а на сервере статистики замечаете соединение под Вашим логином в три часа ночи, то можно сделать вывод что кто-то завладел Вашим паролем.
Если Вы заподозрили что кто-то пользуется интернетом за Ваш счет под Вашими учетными данными, стоит немедленно зайти на сервер статистики и поменять себе пароль. После этого злоумышленник более не сможет работать в сети. Правда, перед сменой пароля надо быть уверенным, что на Вашем компьютере не установлена "троянская" программа, в противном случае новый пароль также достаточно быстро станет известен посторонним.
Стоит понимать что сеть Интернет - такой-же социум как и тот, в котором мы все живем. Люди делятся на плохих и хороших. Естественно, хороших гораздо больше чем плохих, но это не повод для того, чтобы не замечать явных попыток поступить нехорошо и некрасиво с Вами.
|